«Детский сад без слёз»

«Детский сад без слёз» — книга Елены Ульевой, увидев обложку и пару страниц анонса этой книги, я высоко оценила иллюстрации Дарьи Красильниковой и решила, что книга про это чудесное семейство зебр нужна нам в библиотечке детского сада. Я купила её, открыла и как человек довольно дотошный начала с введения для «дорогих взрослых – мам, пап, бабушек и дедушек», которое гласило, что если «ваш малыш скоро пойдет в детский сад или уже ходит, но сталкивается со сложностями… тогда эта книга для вас!» Восклицательный знак в конце этого предложения задал мне соответствующее настроение, и я, немедленно забросив введение, перешла к основному тексту.

Как и водится в сказках, маленькая зебра Ляля жила-была вместе со своей мамой, и вот однажды мама говорит Ляле: «Завтра, Лялечка, ты пойдешь в детский сад.» Я аж кофе подавилась! Да, да, пить кофе, как и читать книжки не детям – а до чтения детям я всегда читаю книги сама – в детском саду можно только в тихий час, так что кофе и книжка по времени совпали. Я два раза перечитала, нет, всё верно: жили себе, были, и однажды бац – и завтра ты идёшь в сад. Я скрипнула, крякнула, и маленькая зебра, видимо, тоже, потому что спросила: «Снова в сад, мамочка? Мы же вчера с тобой в саду были – яблочки собирали.» И мама объясняет, что в детском саду растут не яблочки, а детки, но только детки растут не в земле и от полива, а «в домике, на площадке, в группе» и «от новых игрушек, вкусных запеканок и друзей». Надо сказать, что маме зебре попалась крайне сознательная дочь, которая вмиг поняла, что раньше она всё время дома одна сидела, а тут друзей предлагают и сказала: «Знаешь что, мамочка? Отведи меня скорее в этот самый детский сад.» Ну и на следующий день они в «этот самый детский сад» и пришли. И Ляле всё там понравилось, но вдруг (мы уже помним по прошлому опыту, что такие «вдруги» ничем хорошим не заканчиваются, да?) мама говорит, что она пошла и придёт вечером. И я не знаю, как там маленькая зебра, но у меня лично копыта, тьфу, то есть ладони, вмиг похолодели, и, кажется, не потому, что я отставила в сторону свою чашку с кофе. Дальше дочка пытается уговорить маму остаться в саду, ведь тут так здорово, и мама соглашается, что ей тут тоже нравится, и даже «добрая воспитательница» скорее всего разрешит остаться, но… Надеюсь, вы сидите, мой достопочтенный читатель, потому что мама приводит сногсшибательный аргумент: «Если я на ваш стульчик сяду, он сломается. И кроватка сломается, и стол». Но как мы помним, здравый ум в этой семье достался ребёнку, и Ляля решив, что «мама правду говорит»,  легко расстаётся с ней до вечера.

Я начала было думать, а чего я вообще придираюсь, сказка она и есть сказка, но дальше история принимает вполне реалистичные обороты – «как только мама ушла, Ляля расплакалась». И далее по тексту плакала, пока дети играли в кубики, рыдала, пока все ели вкусную запеканку и, наконец, стала выть как волк, когда все запели весёлые песенки. На фразе «как ни уговаривали её другие ребята и воспитательница пойти играть с ними или песенки попеть, Ляля не успокаивалась», я сломалась. Уж не знаю, как у зебр там устроено и заведено, но человеческие детёныши обычно успокаиваются, когда у них узнают, что случилось и помогают успокоиться, а не от того, что их настойчиво уговаривают идти со всеми играть.

В общем, для дальнейшего чтения книги я решила отставить в сторону рядом с чашкой и свою воспитательскую эмпатию, и, как оказалось, не зря. Потому что на следующей странице книги новенькая полосатая воспитанница детского сада ушла ждать свою маму на улицу, где продолжила плакать во дворе – сейчас внимательно по слогам прочтите каждое следующее слово – стоя под дождем одна. «Стоп! – вдруг подумала Ляля» Признаться, я подумала так же, только с тремя восклицательными знаками. Похоже, рассудительность тут вообще одна на всю книжку, и всю её отсыпали маленькой зебре, потому что Ляля решила, что промокнет и заболеет, и вернулась в группу. «Стала вместе со всеми играть, песенки петь и всю свою запеканку съела. А тут и мама пришла.» Я встала и сделала по паре глубоких вдохов и выдохов, кругов по игровой и глотков кофе.  Последнюю сцену я даже воспринимать была уже не в силах, не то, чтобы анализировать:

«- Мама! – радостно закричала Ляля. Ты меня узнаёшь?

— Нет! – ответила мама. – Как ты выросла в детском садике. Теперь ты уже никакая не Ляля, а Элеонора!»

В общем, давайте так, если «ваш малыш скоро пойдет в детский сад», просто не показывайте ему эту книгу. А если он уже туда ходит, можете вместе почитать, обратив его внимание на то, что:

  1. Все родители заранее рассказывают своим детям о необходимости посещать детский сад и никто «вдруг» не говорит, что ты, дружок, пойдешь туда завтра.
  2. Аргумент «я не могу остаться, потому что сломаю ваш стульчик» — это не аргумент. Взрослые обязаны следить и ухаживать за детьми, поэтому родители, если они идут на работу, могут приводить детей в детский сад, чтобы там за ними следили воспитатели. И родители, доверяя своих детей воспитателю, уходят потому, что им нужно уйти.
  3. Повторение – мать учения, так что повторюсь: взрослые обязаны следить за детьми, поэтому никто из детского сада один никуда не уходит.
  4. Воспитатели обращают внимание на всех плачущих и расстроенных детей (возможно, кроме тех, про кого заранее известно, что трогать их будет только хуже, такие самоуспокаивающиеся дети бывают, но это точно не новенькие маленькие зебры) и они помогают детям успокоиться.

Дальше я решила, вдруг я что-то пропустила во введении, может это не «терапевтическая сказка», а изначально и был «вредный совет». Но нет – «на примере историй о зверятах, которые впервые пошли в детский сад, малыш поймет, что его ожидает…» «Свят, свят, свят!», — подумала (а может даже и произнесла вслух для верности) я и закрыла книгу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.