Родители часто обращаются с вопросами, как рассказать детям про различия между полами или объяснить всякие пикантные физиологические подробности. На подобные родительские вопросы приходилось отвечать тысячу раз, а за годы работы в детском саду случалось давать ответы и напрямую детям.
А как-то раз мы «по заявкам телезрителей» даже общались на эту тему на детсадовском родительском собрании с целью, так сказать, повышения родительской грамотности на этот счёт. Тогда и был придуман в качестве опорного конспекта этот текст.
Начнём с того, что отвечать надо вовремя. Когда спросят. Нет вопроса — не нужен ответ, не нужно начинать разговор. Исключением, как мне кажется, могут быть только две темы — менструация и контрацепция — обычно для такого конкретного интереса у детей просто нет почвы, и наша задача их именно заблаговременно просветить. Поэтому сделаю лирическое отступление и сразу отвечу на два этих вопроса:
— Говорить ли девочкам про месячные? — Конечно, и желательно в возрасте лет 10-ти, чтобы дочь уже знала к чему готовиться. Рассказывайте максимально конкретно (лучше само собой, если расскажет мама), что организм каждый месяц готовится к тому, чтобы носить ребёнка, но пока ребёнка там не появляется, все приготовления отменяются и яйцеклетка с ненужными тканями и кровью выводится из огранизма. Особенное внимание уделите вопросам гигиены и расскажите о собственном опыте первых месячных (даже если он был для вас пугающим или неприятным, всё равно расскажите, просто расставьте нужные акценты и сделайте правильные выводы). Я бы лично, кстати, и мальчикам (но не в десятилетнем конечно возрасте, а старшим подросткам) тоже про менструации у девушек рассказала, чтобы были в курсе и имели в виду.
— Рассказывать ли про контрацепцию? — Естесственно, потому что секс это не только про любовь и удовольствие, но и про ответственность. Рассказывать стоит как девушкам, так и юношам в возрасте, когда у них появляются свои компании, предпочтения среди представителей противоположного пола и потенциальные возможности начать половую жизнь.
Итак, вернёмся к более общим рекомендациям: я уже озвучила, что ваши ответы на все вопросы «про это» должны быть своевременными и именно ответами — реакциями на заданные вопросы — едем дальше. Отвечайте сразу. Если вас спросили о чём-то из области «Как я появился на свет?», «Откуда берутся дети?», «Что это такое?» (про половые органы) и пр., в качестве ответа не подойдёт «Подрастёшь — узнаешь», «Тебе ещё рано» и т.п. Отвечать надо сразу, причём, если вам самим уже сейчас понятно, что некоторые вопросы загонят вас в тупик, потренируйтесь в ответах на них заранее.
Отвечайте конкретно. Если ребёнок спрашивает, откуда берутся дети, уверяю вас он рассчитывает не на подробный рассказ о сексе с иллюстрациями из «Камасутры», он ждёт конретного ответа (причём это правило действует независимо от того, какого возраста ребёнок). А взрослые часто пугаются, потому что думают, что придётся выкладывать прямо вот сейчас и всё сразу. Мой личный опыт показывает, что у большинства детей даже между вашим ответом: «Из живота» на вопрос: «Откуда я взялся?» до следующего вопроса: «А как я туда в живот попал?» проходит некоторое время (которое вы, ещё раз напоминаю, можете использовать, чтобы подготовиться), и больше скажу — так («Откуда я взялся?») никто из детей обычно вопросы и не формулирует.
Отвечайте честно. Не надо, ради бога, никакой «капусты» и «аистов», потому что кроме недоверия между вами и ребёнком (ведь в конечном счёте всё тайное становится явным) это ничего вам не принесёт. В лучшем случае будет как в анекдоте:
— Сынок, настало время поговорить с тобой о сексе…
— Да, бать, спрашивай, чего ты хочешь у меня о сексе узнать, расскажу.
Отвечайте понятно и сообразно возрасту. Девиз таков — не усложняйте и не упрощайте! Если ваш ребёнок хорошо воспринимает новые понятия, можете сразу называть матку маткой, так и говорите: «У женщин есть специальный орган для вынашивания детей — матка». Если ребёнка это только запутает и породит серию новых вопросов (хотя опять же, чего бы и на них заодно не ответить), то можете не «сыпать терминами», а вещать по-существу, как и что происходит и для чего что нужно, например, говорить: «У женщин в животе есть специальное место, где дети живут до того, как родятся». Вашего ребёнка кроме вас никто лучше не знает, так что ориентируйтесь на то, как будет более понятно именно ему и что наилучшим образом удовлетворит его любопытство.
Ниже привожу таблицу со своими примерами ответов на стандартные вопросы серии «про это»:
Если ребёнок спросил: | Что можно сказать? |
Про разные половые системы | Легче всего наглядно показать ребёнку различия (например, в книге) и просто констатировать факт, что мальчики и девочки этим отличаются — у мальчиков это выглядит вот так, а у девочек вот так. |
— Откуда я взялся? | — Сначала ты жил у мамы в животе, пока был совсем маленьким, а потом, когда вырос и мог быть уже снаружи, родился и стал жить вместе с нами. |
— Как я жил в животе? | — У всех женщин есть в животе специальный мешочек, где могут жить маленькие-премаленькие дети, им внутри уютно и хорошо, они получают от мамы еду через специальную трубочку, которая их соединяет… (ну и дальше рассказываете всё, что считаете нужным, формулируя доступно для ребёнка). |
— Как я родился? Как я вышел из живота? | Вспомните про принцип быть честным: новорождённые не просто выходят из живота, если речь конечно не идёт о кесаревом сечении (если это ваш случай, то рассказывайте про операцию и помощь врачей). Дети рождаются через специальную дырочку, которая есть между ног у женщин, можете даже конкретизировать, что она находится между попой и писей (если вы всё-таки миновали терминологию). Можете рассказать в тех подробностях, которые ребёнок по возрасту и развитию может понять, про сам процесс, и не забывайте про эмоции — расскажите, как ждали его, и как рады были, когда он родился, посмотрите вместе фотографии или видео из роддома. |
— Как дети попадают в живот? | Наиболее безобидный (если вам прямо совсем сложно про секс) и при этом правдивый вариант это: «Когда мама и папа любят друг друга, заботятся друг о друге и хотят завести ребёнка, они проявляют нежность друг к другу, обнимаются, целуются и малыш появляется у мамы в животе». Но уж если дети начнут интересоваться, как это произошло конкретно, то не избежать рассказа про клеточки, которые есть у папы и мамы, и про то, как они соединяются, давая начало новой жизни (снова призываю, если подобные разговоры кажутся вам какой-то проблемой, начать готовиться заранее). |
— Что это? (когда дети спрашивают про половые органы) | До определённого возраста детям подойдут любые ваши вариации вокруг темы «пися», потому что им это понятно, в туалет они ходят каждый день и прекрасно понимают, как «это» использовать. В функциях этих же органов, но уже как составляющих половой системы, они начинают нуждаться значительно позже, поэтому морочить им голову раньше времени просто нет смысла. Получив такой ответ, девочки скорее всего перестанут интересоваться анатомией ещё надолго, а мальчики могут обнаружить яички, которые при мочеиспускании очевидно никакой роли не играют. Когда мальчики спрашивают конктретно про яички, лучше всего сказать снова правду, что «это специальное место, где потом вырастают такие клеточки, из которых могут получаться маленькие дети». Не забудьте упомянуть, что для этого надо сначала вырасти взрослым как папа. |
Ну и последний, пожалуй вопрос:
— Кто должен всё это рассказывать?
— Если ребёнок дошкольник, то ему по большому счёту всё равно, но чаще всего он обращается к маме, однако, если он спросил у папы, то тот тоже должен мочь вразумительно ответить, а не посылать к маме. Если же ребёнок подросткового возраста, ему логичнее говорить с родителем того же пола, что и он сам, поскольку опыт более понятен и схож, хотя это тоже далеко не железное правило.