Недавно позвонившая потенциальная клиентка после всех заданных вопросов о детском саде сказала: «А теперь можете мне что-нибудь сами рассказать, в чём ваша фишка?» Не в пример часто используемому словосочетанию «конкурентное преимущество» слово «фишка» очень мне понравилось, так что я готова рассказать про «наши фишки».
Площадь нашего детского клуба разделена на несколько отдельных комнат, каждая из которых оборудована под определённые нужды детей и предполагает соблюдение на своей территории некоторых правил. Во время когда нет занятий, дети могут свободно перемещаться куда им нужно. Так в спортивном зале практически нет оборудования, куча свободного места, где можно «бегать и орать». В игровой мы играем тихо (мы не призываем к абсолютной тишине, и никто не отменяет естественный гул, но если хочется откровенно вопить — это, как мы помним, в спортзал) и все игрушки убираем за собой один раз вечером. А вот в классе, где стоят обучающие материалы, то, что ты взял с полки, нужно будет убрать на место сразу как закончишь заниматься, и только после этого можно будет выбирать что-то ещё.
Так же действует одно общее правило — никакие вещи не выносятся из одной комнаты в другую. Мы едим только на кухне, играем только в игровой, кидаемся мячами только в спортзале. Если хочешь вырезать — ты идёшь в класс, где «живут» ножницы, а не приносишь их туда, где тебя посетила эта светлая идея, если хочешь побегать — оставляешь игрушки, в которые играл, в игровой и отправляешься в спортзал. У каждой вещи своё место, этот порядок сразу виден, и поддерживать его легче, если нет необходимости всё отовсюду собирать и по местам разносить.
Может показаться, что это усложняет жизнь и детям (надо помнить все правила и хорошо переключаться) и взрослым (надо следить за детьми, находящимися в разных местах), но на практике выходит, что так гораздо спокойнее и тем, и другим. Например, воспитателям не нужно одёргивать желающих побеситься или оберегать от погрома чьи-то постройки из конструктора. А дети, имея свободу переместиться туда, где будет можно делать то, что тебе сейчас хочется, тоже становятся расслабленнее и спокойнее, и если поначалу им может потребоваться совет воспитателя выйти в нужную комнату, то со временем они и сами начинают понимать, чем им хочется сейчас заняться и куда для этого нужно пойти.
Я уж не говорю о том, что это просто как-то приятно что ли, понимать, что если что, ты можешь выйти отсюда и ещё куда-то отправиться, ведь даже большое и приятное пространство не гарантирует, что не захочется просто сменить обстановку.