У меня в жизни было серьёзное для меня испытание под названием «веди счёт словам своим» — завет Марии Монтессори, который мне — болтушке — нужно было исполнять, поскольку я собралась работать в группе педагогом. Я прошла теоретическую и практическую подготовку, и мне пора было отправляться в группу прямо к детям.
Мне было крайне сложно перестроиться, потому что до этого моё общение с детьми было только общением (учить их мне не приходилось) и сводилось к аниматорским закосам «а ну-ка давайте поиграем?» или бабушкиным присказкам «а кто это у нас тут такой хорошенький». Ну и были в ходу ещё прочие сюси-пуси, которые в Монтессори-группе не то чтобы недопустимы, но как-то не очень уместны.
В общем, для меня это было время титанического труда, когда я поняла, что, во-первых, практически невозможно остановить поток внутренней речи, который становится гораздо бурнее, ввиду минимизации речи внешней. А во-вторых, когда не говоришь, а наблюдаешь, внутри начинается такая жизнь, что дай бог, чтобы мозги вообще справились.
Но именно в то время мне удалось избавиться от одного крайне устойчивого заблуждения — чтобы дети лучше понимали, нужно много говорить — говорить, комментировать, давать словесные инструкции, объяснять, подсказывать, поправлять — всё словами. Ерунда!
Если вы хотите показать что-то, сконцентрировать на чем-то внимание детей, нужно молчать. Нужно оставить ребенка один на один с тем куском реальности, с которым он имеет дело, чтобы он понял, потрогал, почувствовал, увидел, поковырял, а не услышал о том, что это и для чего это от вас.
Не нужно болтать о чем-то, нужно давать и отдавать это что-то в распоряжение детей. Ведь не зря же говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а эту поговорку придумала даже не Монтессори 🙂 Разумеется, речь не идет о том, чтобы натужно играть в молчанку или строить из себя глухонемого, вы можете анонсировать предмет или явление, но дальше лучше молчать.
Как не стоит растекаться мыслями по древу вместо знакомства детей с предметами, так не стоит разговаривать и во время того, как ребенок чем-то занят. Вопреки ещё одному стереотипу, что будет лучше, если говорить что-то во время действий ребенка с предметом, чтобы он, мол, лучше усвоил, лучше не будет. Потому что если вы говорите, ребенок должен слушать вас, желательно на вас же и глядя, а значит, самостоятельная деятельность разваливается, и внимание улетучивается. А если вы добьетесь того, чтобы ребенок не отвлекался на ваш фоновый монолог, то вы научите ребенка слушать не правильно, не внимательно, не уважая говорящего.
Дети (хотя и насчет взрослых я не уверена, что там по-другому) не воспринимают лучше, если давить на все органы восприятия сразу — по крайней мере я это четко увидела в нашей группе.
Не стоит, показывая малышу, как застегнуть пуговицу, представлять себя в роли бабушки-сказочницы и заигрывающим тоном вещать: «Вот пуговка, посмотри, какая она кругленькая, какие в ней дырочки, какая она красивая! А вот её петелька, посмотри, какая ровненькая и аккуратненькая, давай-ка поможем пуговичке и петельке встретиться… возьмем пуговку в ручку, просунем в петельку вот так — оп! Пуговичка на курточке застегнута, теперь тебе будет тепло на улице и не продует злой ветер…»
Выполните упражнение — напишите как минимум на половину страницы сказку, которую можно рассказать ребёнку про пуговицу, петельку и застёгивание, и вы увидите, что это не сложно, напишите, и никогда не рассказывайте эту сказку, уча застёгивать пуговицы своего малыша.
Если вы хотите научить ребенка застегивать, разбейте действие на несколько последовательных небольших операций, каждую из которых медленно и сохраняя зрительный контакт с ребенком, покажите малышу — взяли пуговку, взяли петельку, совместили, чуть просунули пуговицу (наполовину, чтобы показалась из петли), застегнули до конца — ура! Можете потянуть за концы ткани, показывая что получилось, и, так и быть, разрешаю сказать «застегнули» :))
Попробуйте выполнить и второе упражнение — скажите только, что будете показывать, как застёгивать пуговицы, и покажите ребенку, как это делать, абсолютно молча, а потом дайте попробовать самому.
И третье самое сложное упражнение — постарайтесь в течение хотя бы недели отслеживать те моменты, когда вы что-то показываете детям (как пользоваться вещами, носить предметы, ухаживать за собой), и старайтесь минимизировать свою речь при этих показах. Подумайте, что именно вы обычно в таких случаях говорите, и можно ли этим пренебречь. Выполняя это упражнение вы тоже скорее всего увидите, что в этих случаях молчание — настоящее золото.
И напоследок, предвидя возражение «ну если всё время молчать, то как же развитие речи у ребенка?!», сразу скажу, что молчать всё время никто не призывает, а развивать речь можно и в другое время, и другими способами, кроме как комментируя свои действия и действия ребенка при их выполнении. Правда-правда.