На парад поездов мы попали совершенно случайно, просто сели в необычный поезд на кольцевой линии по дороге из школы домой. В поезде и оказалась вся информация о параде. «15 и 16 мая 2015 года, в честь 80-летия метрополитена, на Кольцевой линии проходит Парад поездов. В эти дни пассажиры смогут увидеть все типы вагонов, которые используются сегодня в метро, на одной линии. Это вагоны типа «Ежз», «Номерные», «Яуза, «Русич», «Ока», которые будут в течение дня следовать друг за другом по Кольцевой линии. Возглавляет парад Ретропоезд «1» — копия состава из вагонов типа «А», первых вагонов метро», — было написано на плакате внутри нашего необычного вагона, к слову сказать, это оказалась «Ока», которая для нашей ветки как раз-таки является более чем обычной. Ну да это не важно, мы ведь уже решили поездить во всех вагонах, участвующих в параде.
Мы вышли на следующей же станции и принялись выяснять, когда же парад начнётся с начала. Пока постояли на другой стороне платформы, пропустив пять совершенно обыкновенных составов, пока дождались дежурного по станции, который (заметив, как долго мы стоим, и выяснив, чего мы ждём) сообщил, что парад на той стороне кольца, где движение против часовой стрелки, пока вернулись обратно, оказалось, что пришли вовремя — по путям следовал состав «Обкатка».
Рядом с нами уже собрались какие-то фанаты метро (половина из них была гостями из Питера), ещё люди, которые тоже случайно узнали о параде и решили к нему присоединиться, в общем приличная оказалась компания, в которой мы и встретили возглавляющий парад Ретропоезд «1».
Забегая вперёд скажу, нам он понравился больше всего и мы, вопреки своему первоначальному замыслу выходить на каждой станции и пересаживаться в следующий состав, решили покататься на нём подольше.
Ретропоезд «1»- уникальный состав, который был сделан специально к 75-летию Московского метрополитена. Внешне этот состав является копией первых поездов метрополитена из вагонов типа «А». Инженерам и конструкторам удалось максимально приблизиться к интерьерам вагонов метро 1935 года — в салоне пассажиров ждут пружинные диваны, освещают вагон светильники на хромированных держателях, на обшивке вагонов повторен узор линкруста — материала из прессованного картона, который использовался для этих целей в то время. Внешняя окраска вагона так же соответствует первому типу подвижного состава метро.
Кабина машиниста и техническая часть полностью современные и соответствуют вагонам типа 81-717/714.
Торжественный запуск поезда состоялся 15 мая 2015 года на станции «Сокольники», в день 75-летия метрополитена. С тех пор состав постоянно эксплуатируется на Сокольнической линии, где уже давно стал популярным среди пассажиров.
Депо приписки состава: «Северное»
Состав курсирует по Сокольнической линии
Эксплуатация с 2010 года
В общем, дети напрыгались на пружинистых сидениях, и мы наконец вышли, чтобы пересесть в следующий состав.
Состав из вагонов типа «Ежз»
В 1973 году конструкторы Мытищинского завода разработали новую модификацию вагона типа «Е», который получил название Ежз (заводское обозначение В1-710). Он имел практически такие же характеристики, как и вагоны типа «Еж». Была изменена электрическая схема вагонов: внедрена система безопасности движения — автоматическое регулирование скорости, вагоны оборудовали системой радиодиспетчерской связи, установили новый пульт управления. Оконные рамы стали изготавливать из дюралюминия, а не деревянные. Более жесткими стали и сидения в салоне. Параллельно с разработкой вагонов типа «Ежз» велись работы и по модификации «Ечс» для Пражского метрополитена. Первая партия опытных вагонов «Ежз» поступила в депо «Ждановское» (ныне Выхино) Московского метрополитена. В дальнейшем большинство «Ежз» поступало в Москву в депо «Ждановское» и «Планерное» Ждановско-Краснопресненской линии (Таганско-Краснопресненской линии).
В 1973-1977 годах было выпущено свыше 450 вагонов типа «Ежз». Они поступали на метрополитены Москвы, Харькова и Тбилиси.
Увеличивающиеся размеры движения на метрополитенах и высокие требования к безопасности перевозок, заставляющие совершенствовать конструкцию и надёжность подвижного состава, привели к необходимости выпуска более современных вагонов. В 1977 году Мытищинский машиностроительный завод прекратил производство вагонов типа «Ежз», перейдя на выпуск вагонов типа 81-717/714.
В Московском метрополитене вагоны типа «Ежз» продолжают эксплуатироваться только на Таганско-Краснопресненской линии. На части вагонов демонтировали кабины машинистов, чтобы увеличить вместимость салона. Такие вагоны используются только как промежуточные.
Состав приписан к электродепо «Выхино»
Составы из вагонов типа «Ежз» курсируют по Таганско-Краснопресненской линии
Пассажирская эксплуатация с 1973 года
В этом вагоне нас очень поразил красный пол, не знаю, каково это, ездить в поезде с красным полом каждый день, но прокатиться один раз было очень приятно и радостно.
Мы снова вышли и дождались следующего поезда, который состоял из вагонов, называющихся «Номерными».
Состав из вагонов типа 81-717/714 «Номерной»
Продолжением работ по модернизации вагонов типа «Е» стала разработка вагонов типа 81-717/714, впервые в истории отечественного метровагоностроения не получивших буквенного обозначения, поэтому в обиходе их стали называть «Номерными». В первой половине 1977 года в Московском метрополитене проходил испытания поезд из головных и промежуточных вагонов, изготовленных на Мытищинском машиностроительном заводе. Вагоны серии 81-717 — головные с кабинами управления, а вагоны 81-714 — промежуточные без кабин управления. Оба вида вагонов являются моторными.
В новом типе подвижного состава изменились архитектура и интерьер вагонов, усовершенствована конструкция тележки вагона. Новая электрическая схема обеспечивала снижение расхода электроэнергии на 5-6%. Для повышения комфортабельности в салонах применялось люминесцентное освещение, а в дальнейшем планировалось введение принудительной вентиляции.
За счет того, что промежуточные вагоны не имели кабины машиниста, была увеличена их вместимость, в общей сложности провозная способность увеличилась на 10%. Салон вагонов отделан трудносгораемым декоративным пластиком. Сконструирован новый пульт управления, на котором смонтированы практически все приборы управления поездом. Вагоны выпускались с устройством автоматического регулирования скорости и экстренной связи пассажиров с машинистом. Тяговый двигатель имел мощность 110 кВт, что позволяло развивать скорость на прямых участках пути до 90 км/ч.
На сегодняшний день вагоны типа 81-717/714 и его модификации являются основой парка подвижного состава метрополитена и курсируют по большинству линий метро. Это проверенные, надёжные вагоны, которые перевезли десятки миллиардов пассажиров. Однако сегодня они постепенно выводятся из эксплуатации, им на смену приходят новые, современные вагоны, соответствующие как нормам безопасности, так и современным нормам комфорта.
Депо приписки состава «Замоскворецкое»
Составы из вагонов типа 81-717/714 курсируют по Сокольнической Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской, Филевской, Люблинско-Дмитровской и Каховской линиям
Пассажирская эксплуатация с 1978 года
Последним вагончиком, в котором мы покатались в тот день, был вагон «Ока».
Состав из вагонов типа 81-760/761 «Ока»
Это самый современный из подвижного состава Московского метрополитена. Первое упоминание о нем относится к ноябрю 2005 года. Инициатива создания принадлежала ООО «Метровагонмаш», и вначале все работы велись самостоятельно без финансирования Московским метрополитеном, на который эти вагоны и были ориентированы. Цель разработки состояла в том, чтобы максимально удешевить конструкцию, поскольку вагоны «Яуза» и «Русич» имели слишком высокую цену. Предполагалось, что 81-760/761 будут максимально унифицированы с выпускаемыми с 1977 года вагонами 81-717/714, но с новым приводом, усиленной тележкой, новым салоном, пластиковой передней маской, аварийным выходом и другими нововведениями.
19 июня 2010 года на станции Марьина Роща на открываемом новом участке Люблинской линии Московского метрополитена прошла презентация первого опытного поезда мэру города и журналистам. Вагонам нового типа 81-760/761 присвоено имя «Ока».
Кузов вагонов типа «Ока» из нержавеющей стали, окрашенный, с гладкими прямыми бортами. Длина стандартная для российских метрополитенов и составляет около 20 метров. Двери прислонно-сдвижного типа по четыре с каждой стороны. На серийных вагонах, прибывающих с февраля 2012 года, установлен асинхронный привод российской разработки КАТП-2. Вентиляция салона — посредством системы кондиционирования с функцией обеззараживания воздуха, поддерживающей постоянную температуру в 24 градуса. Это первый тип вагона, имеющий возможность размещения анимации на специальном экране, установленном в салоне.
С ноября 2012 года вагоны типа «Ока» начали поступать на Серпуховско-Тимирязевскую линию, а с 26 декабря 2012 года был дан старт пассажирской эксплуатации.
Массовое производство поездов «Ока» началось в конце 2011-начале 2012 годов. С февраля 2012 года начались поставки вагонов в Московский метрополитен. В настоящее время в метрополитене курсируют составы новой модификации — со сквозным проходом по всему поезду.
Депо приписки состава: «Владыкино»
Составы из вагонов этого типа курсируют по Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиям
Пассажирская эксплуатация с 2012 года
В параде согласно анонсу принимали участие еще поезда из вагонов типа «Яуза» и «Русич», но «Яузу» мы почему-то не застали, а на «Русиче», вполне в нашем метро распространенном, покатились дальше уже в сторону дома.
Дорогое наше московское метро! С днём рождения тебя! Мы тебя любим и ценим, обещаем не прислоняться к дверям, уступать места пожилым людям, пассажирам с детьми, инвалидам и беременным женщинам, а так же не забывать свои вещи в вагонах поездов.
Информацию обо всех выставках и мероприятиях, посвященных юбилею московского метро, можно найти на сайте http://mosmetro80.ru/