Недавно позвонившая потенциальная клиентка после всех заданных вопросов о детском саде сказала: «А теперь можете мне рассказать, в чём ваша фишка?» Не в пример часто используемому словосочетанию «конкурентное преимущество» слово «фишка» очень мне понравилось, так что я готова рассказать про «наши фишки». Сегодня расскажу о том, зачем нам разновозрастная группа.
Можно подумать, что разновозрастная группа у нас потому, что мы берём всех подряд, и мы в общем-то действительно берём всех детей без разбору, но такой детский коллектив был сознательно организован, а не просто так стихийно сложился. Я довольно долгое время была педагогом в Монтессори-группах, где и увидела в ежедневной практике, как классно это работает.
Для младших детей преимущества очевидны: они, что называется, «тянутся» за старшими. Быстрее становятся самостоятельными, ежедневно видя перед глазами примеры быстрого одевания или виртуозного владения столовыми приборами. Старшие дети лучше взрослых мотивируют малышей на получение новых знаний: одно дело, когда тебе мама читает книжку, а совсем другое, когда такой же ребёнок как ты, только чуть старше, может «угадать» имена на всех ящиках с одеждой, а не просто как ты, знает, где лежат его личные вещи. Согласитесь, что научиться такому же фокусу хочется куда больше, чем просто читать книжку как мама? Старшие дети не только мотиваторы, но и учителя порой гораздо эффективнее, чем взрослые. Даже когда спрашиваешь: «Какой сегодня день недели?» и хор старших детей отвечает: «Понедельник» это гораздо лучше воспринимается и запоминается малышами, чем если о порядке дней недели чинно повествует воспитатель.
Для старших детей бонусы разновозрастного коллектива менее очевидны, но (вопреки опасениям родителей, что их взрослые дети «съедут» в своём развитии к малышам), такие «выгоды» от пребывания с младшими в одной группе есть. Просто касаются они не интеллектуального развития, а самопознания и сферы общения и социального взаимодействия. Взрослые дети наглядно видят, какими они сами были когда-то, чего не умели и не могли, как многому уже научились и сколько всего освоили. Они учатся принимать, понимать и учитывать, что возможности малышей ещё не так велики, как их собственные, с удовольствием рвутся им помогать, заботятся.
Так же я не могу не упомянуть и о тех преимуществах, которые даёт разновозрастная группа педагогам. Во-первых, у тебя дети с совсем разными возрастными интересами и задачами, а значит более разнообразная развивающая и игровая среда, и — о, чудо! — меньше конфликтов (ведь всем не нужно одновременно одно и то же). А во-вторых, твой мозг всегда в тонусе, ежедневно решая весьма не тривиальную методическую задачу — придумать занятия интересные, понятные и полезные для всех от 2 до 7 лет.
В заключении хочу отдельно обозначить те преимущества, которые даёт разновозрастный коллектив каждому ребёнку в зависимости от его возраста.
- Если вашему ребёнку 2 года, у нас ему будет легко адаптироваться. В разновозрастной группе есть и старшие по возрасту дети, и более «старенькие», что даёт возможность взрослым уделить нужное внимание новеньким малышам и бережно ввести их в детский коллектив.
- Если вашему ребёнку 3, 4 года или 5 лет, в разновозрастной группе ему зачастую будет интереснее, чем со сверстниками. У всех детей оказывается разный, что называется, «культурный код» (одни поют про синий трактор, другие уже видели все серии «Человека-паука»), и для игр и занятий можно выбирать тех, кто подходит не только по возрасту, но и по интересам.
- Если вашему ребёнку 6 лет, и в следующем году он идёт в школу, то в отличие от группы сверстников, разновозрастная группа позволит ему почувствовать себя старшим и взрослым, примером и образцом. А это обычно даёт отличный толчок не только в социальном, но и в интеллектуальном плане.