Прочитала книгу Екатерины Бурмистровой «Семейный тайм-менеджмент», что само по себе прекрасно, то есть у меня, наверное, всё вполне себе в порядке с менеджментом тайма, раз тайм на чтение нашёлся:) Ну да ладно, без лирических отступлений поведаю немного о содержании книги.
Сначала мне казалось, что в книге ну вообще ничего выдающегося не рассказывается, довольно банальные вещи, но, потом я стала думать, что даже банальные вещи, будучи отдельно озвученными, вполне могут послужить толчком для переворачивания мировоззрения. И опять же, одно дело догадываться и даже знать, а совсем другое взять и попробовать сделать.
Одной из таких полезных, но едва ли кем-то практикуемых в жизни, вещей точно является описанная автором в первых главах книги калибровка — способность понять, сколько времени и на что обычно расходуется, что и в какой промежуток времени сделать реально, а что нет. Не умея должным образом калибровать, мы зачастую ругаем себя за нерасторопность или отчаиваемся и опускаем руки тогда, когда просто физически не могли бы успеть сделать всё намеченное или когда в процессе выполнения задачи возникли какие-то затруднения и потребовалось больше времени, чем предполагалось.
Упражнение на калибровку очень простое, но очень сложное одновременно — нужно записать все дела, которые собираешься сделать, рядом указав предполагаемое время, которое они займут, и потом уже по факту указать реально потраченное время. Пара недель ежедневной калибровки поможет «более адекватно оценивать собственное время, силы и возможности». Довольно любопытно, что это упражнение, чрезвычайно полезное для взрослых, оказывается интересным и полезным и для детей, у которых внутренний хронометр должен начинать работать в возрасте около 7-9 лет, если ему дают запуститься, не лишая ребенка возможности самому «отвечать за своё время». Но даже если внутренний хронометр ваш или ваших детей работает безотказно, калибровка ваших текущих и рутинных дел не пройдет без пользы.
Мысль, довольно тривиальная, но, как я уже говорила выше, всё равно достойная озвучивания — выстраивая свои отношения со временем, не стоит пытаться объять необъятное, а лучше начать выстраивать приоритеты — высказана автором в самом начале книги. Как и тоже банальная, но заставившая меня грустно кивнуть, мысль, что в семье с детьми обязательно нужно оставлять время на общение между супругами и не только по поводу детей, иначе интерес друг к другу неизбежно угаснет и семья разваливается (У нас с бывшим мужем, пожалуй, именно так и произошло, мы просто стали друг другу не очень нужны и интересны, и отдалились друг от друга настолько, что стало проще вообще вместе не быть. Искренне надеюсь этого избежать в нашей новой семье). Автор говорит, что «экономить на отношениях» нельзя, и я с ней более чем согласна. И мыслью о том, что «и детям полезно вовремя уяснить себе, что их папа и мама — не только родители, но еще и супруги, что помимо общих родительских и хозяйственных обязанностей их связывают еще и какие-то отношения, которые им дороги и на которые они не жалеют времени и средств, а главное, что им действительно хорошо и интересно друг с другом» я тоже очень прониклась. Хотя я где-то в глубине души это и сама понимала, отказываясь от идеи сохранения семьи ради детей (дети, по моему глубочайшему убеждению, должны видеть нормальные супружеские отношения, а не только исполнение родительских обязанностей).
Разумеется, автор говорит и о важности личного времени для каждого члена семьи (того, которое тратится на себя), и о важности организации специальных зон комфорта (где каждому по-отдельности будет приятно и уютно, чтобы там отдохнуть), и важности отдыха как такового.
Автор пишет и о том, что для оптимизации времени, затраченного на какие-то объемные дела, имеет смысл дробить дело на конкретные задачи и правильно выстаивать их последовательность в общем алгоритме (например, мыть пол при уборке в комнате в последнюю очередь).
Несколько глав книги посвящены детскому тайм-менеджменту иделегированию обязанностей детям.В этих главах высказана весьма противоречивая для меня лично идея, что некоторые дела нужно обязательно поручать детям. Вернее как, я согласна, что у детей должны быть определенные домашние обязанности и хорошо, если у них есть еще и ситуативная готовность помочь, но я против навязывания этих обязанностей и требования этой помощи. Нет никакой причины, по которой дети были бы нам что-то должны, как бы педагогически верно не звучала мысль о необходимости делегировать некоторые домашние дела подрастающему поколению. Я не приемлю тона «поди сделай», без всякого предварительного «у тебя есть время мне помочь?» Я привыкла уважать детей, может быть, я не права, время покажет. Но высказанная автором книги мысль «право заняться уроками нужно заслужить» (в смысле, что у детей должны быть сначала некоторые дела по дому и они не могут отмазываться тем, что у меня, мол, уроки) — вызвала моё острое неприятие, честно скажу.
Ниже перечислю ещё некоторые, откликнувшиеся во мне темы, показавшиеся интересными предположения и идеи, высказанные в книге:
1. Одной из причин неумения грамотно обращаться со временем у нашего, например, поколения, по мнению автора, является «методика массового воспитания и обучения», когда «и медлительным, и энергичным детям отводилось одно и то же время на написание контрольных работ или на подготовку к экзамену, при этом один не успевал, а другой справлялся с заданием досрочно». «Жесткая подгонка под единый для коллектива темп» не давала возможности понять и оценить, сколько времени нужно нам лично и на что, ведь мы были заняты тем, чтобы вписаться в рамки.
2. «Прежде, чем понять, как следует организовывать время, надо осознать, что именно предстоит организовать». Мне лично очень нравится возможность философствовать на некоторые темы, так что я тут же задумалась о том, а что же такое, в самом деле, время. Интересно, как много вышеупомянутого времени должно пройти, прежде чем сделается скачок от понимания, что время это не поток, который просто идет и ты в нем или оно в тебе протекает, к пониманию, что это тот настоящий ресурс, которым можно управлять и использовать его. Ну и скачок от понимая к собственно использованию и управлению временем тоже должен отдельно произойти. Не знаю, у меня лично со временем довольно сложные взаимоотношения, несмотря на то, что никакого дискомфорта его течение мне не доставляет, даже если я откровенно упускаю его сквозь пальцы, я умею ничего не делать с удовольствием и без малейших угрызений совести, не переживаю, что ничего не успеваю, не боюсь приближения старости…
3. Автор описывает очень интересные понятия «поля неопределенности» (время, которое нужно кому-то для осуществления чего-то, когда процесс не зависит от вас, но само это действие влияет на ваши планы, например, мы ждем, когда проснется ребенок или непонятно, сколько времени пройдет, пока он самостоятельно соберется) и «пожиратели времени» (занятия или бесполезные, например, тупёж в телефон, или бесконечные дела, занимающие кучу времени почти без возможности остановиться, например, уборка, или заботы, которые можно было бы делегировать другим, но мы почему-то предпочитаем делать их сами).
Для забивания полей неопределенности автор предлагает использовать какие-то рутинные дела, не требующие особенных временных затрат (выкинуть мусор, протереть зеркало в коридоре пока ребенок одевается, например). Я лично об этом никогда не думала, наверное потому, что я без проблем жду, не нервничаю и никого как правило не дергаю и не тороплю. Но идея продуктивно использовать время, а не сидеть ждать, «пока они там…» — довольно интересна. От пожирателей времени, понятное дело, нужно просто избавляться.
4. «Планки» — тоже интересная для меня тема на подумать. Это такие требования, которые мы стараемся исполнять, например, посуда должна быть всегда вымыта сразу после еды и не лежать в раковине или еда должна быть только свежеприготовленной и никакого вчерашнего супа. Если такие установки заимствованные, то они держат нас «не в тонусе, а в напряжении. Благотворны лишь собственные ценности». У меня самой таких планок не много, я бы даже сказала почти совсем нет, ни заимствованных от предков, ни впитанных из социума, ни лично своих, я легко могу при определенных условиях пренебречь почти чем угодно, лечь спать, не помывшись или в домашней одежде, не убрать грязную посуду или не разнести по шкафам постиранное и высушенное белье, съесть какую-нибудь ерунду по дороге, если не хочу готовить и пр. Поэтому моя проблема — это оставление возможности другим на то, чтобы соблюдать свои планки (для меня, кстати, было открытием, что не все готовы встать на путь расслабления и плотно держатся за некоторые свои бытовые привычки), и борьба с тем, чтобы от меня не требовалось соответствие их стандартам. Я очень категорична, но если тебя раздражает посуда на раковине, ты ее и уберешь (мама моя страшно раздражалась из-за этого, но я такая злая, да). Разумеется, я могу сделать то, что мне не важно, если это важно тебе, и делаю довольно часто по своей доброй воле, чтобы порадовать тебя, но я не обязана.
5. Забавная мысль, про «бесконечный список несделанных дел», который держится в голове, и его носитель полагает, что этот список для всех очевиден и его пункты не вызывают возражений, но это далеко не так, что очень легко выясняется, как только получается этот список зафиксировать.
В общем, резюмируя, книжка полезная и нужная, особенно рекомендую к прочтению семьям с детьми, особенно не с одним ребенком. Написана легко, шрифт крупный, объем небольшой, много времени не займет, а задуматься об управлении этим самым временем заставит.
«Семейный тайм-менеджмент» Екатерина Бурмистрова
издательство «Никея»
2013