Сензитивные периоды в развитии детей и их роль в педагогической практике

Это моя статья в журнал для педагогов (видно по серьёзному названию, да?), в ней подробно описаны сензитивные периоды в развитии дошкольников, и она достаточно объёмна, но этот текст может быть полезным и для родителей тоже. И за неимением у меня, по крайней мере пока, адаптированной для них версии можно ознакомиться с этой.

Одним из важнейших наблюдений Марии Монтессори (1870-1952) на пути понимания особенностей детского развития было выявление в жизни ребёнка периодов особой восприимчивости к тем или иным сторонам реальности, видам деятельности. Эти периоды наиболее интенсивного развития того или иного аспекта психической жизни и были названы сензитивными периодами. Сензитивные периоды в развитии детей существуют для того, чтобы ребёнок мог максимально легко, с помощью природного интереса приобрести необходимые ему навыки, умения, знания, развить свои способности, отработать различные формы эмоционального реагирования, поведенческие стереотипы и т.п. «Человеку никогда более не удаётся так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период», — пишет Мария Монтессори в своей книге «Помоги мне сделать это самому». Разумеется, если возможностями, которые даёт прохождение того или иного сензитивного периода, не воспользоваться вовремя и правильно, то все те же навыки, умения, знания и способности, могут быть у ребёнка сформированы. Однако стоит понимать, что для этого и ему (ребёнку), и педагогу (или родителю) понадобятся серьёзные усилия и какая-то иная мотивация, нежели истинный интерес и познавательная потребность.

Ниже рассмотрим характерные особенности протекания некоторых сензитивных периодов, понимание сущности которых поможет педагогу существенно повысить продуктивность образовательного процесса.

Сензитивный период развития речи

Сензитивный период развития речи очень большой и занимает ранний возраст и практически всё дошкольное детство. С самого начала, ещё во внутриутробном периоде своего развития, ребёнок привыкает к тому, что речь – это то, что сопровождает жизнь человека практически постоянно. Новорождённые относятся к речи очень внимательно, не умея произносить ни одного членораздельного звука, они с первых дней своей жизни очень любят, когда с ними общаются: замирают, если слышат разговор или обращение к себе, внимательно прислушиваются.

Чуть позже в возрасте нескольких месяцев ребёнок будет и сам стараться произнести свои первые, обращённые к другим, звуки (он начинает гулить, затем агукать), затем слоги, тренируя артикуляционный аппарат. В возрасте уже ближе к году ребёнок наиболее часто произносимые слова употребляет абсолютно осмысленно (пользуется несколькими словами из серии «мама», «папа, «баба», «дай», «на») и наращивает пассивный словарь. Ближе к двум годам дети научаются строить простые (а иногда и более
сложные) предложения и уже способны вполне отчётливо выражать свои мысли. И примерно в этом же возрасте происходит так называемый кризис речевого развития – ребёнок интуитивно понимает, что речь это отличное средство взаимодействия и общения, но он не ещё способен ею пользоваться в полной мере. Малыш старается восполнить этот пробел: переводит все имеющиеся в его запасе слова в активный словарь, даже если не способен пока правильно произносить все звуки, стремительно осваивает новые
грамматические конструкции, становится очень чувствительным к грамматическому строю языка и произношению, и очень много тренируется в «говорении». Главная его задача сейчас – говорить. Не важно как, не важно что, не важно кому, главное, тренироваться, поэтому нужно запастись терпением, но обязательно помочь ребёнку адекватно пережить этот этап: удовлетворить его желание пообщаться и максимально серьёзно ответить на все его вопросы.
В возрасте около трёх с половиной лет у детей окончательно формируется фонематический слух, что является серьёзным толчком к развитию уже письменной речи.

Если помогать ребёнку на каждом этапе становления его речи, то уже к возрасту пяти-шести лет он будет общаться примерно на том же уровне (словарный запас, за исключением специализированной лексики, грамматические конструкции, способность построить монологическую и диалогическую речь и т.п.) что и взрослые.

Грамотно использовать возможности сензитивного периода развития речи на своих занятиях с детьми можно следующим образом:
1. Строить собственную речь грамматически правильно, стараться использовать все возможности родного языка, выразительные средства речи, интонационные нюансы и т.п. в общении с детьми (даже если развитие речи вы не рассматриваете как образовательную задачу для своих занятий).
2. Побуждать самих детей к мотивированной речи. В отличие от рассказов по картинке, столь любимых воспитателями и педагогами, примерами мотивированной речи являются описание собственных переживаний и личного опыта, изложение своих мыслей, знаний и т.п. Для подобных «разговоров» можно выделить специальное время на занятии, чтобы и способствовать развитию речи, и удовлетворить потребность детей в общении. Например, в начале занятия можно спросить детей об их настроении и каких-то важных переживаниях, которыми им бы хотелось поделиться (чтобы впоследствии различные невыраженные эмоции не отвлекали их от
сосредоточенной работы), или в конце просить рассказать о результатах своей работы на занятии, трудностях, удачах и ошибках.
3. Следить за правильным пониманием детьми ваших слов, в случае непонимания прояснять неизвестные и новые для детей понятия и выражения. Для введения конкретных понятий лучше всего использовать макеты или фотографии, отражающие признаки предмета или явления наиболее реалистично. Для введения абстрактных понятий помимо объяснений можно использовать театрализации или чтение тематических историй. Если ваши ученики достаточно взрослые, можно держать в доступе хороший толковый словарь, чтобы дети могли при необходимости прояснить значение любого слова самостоятельно.
4. Описывать используемые вами на занятии материалы и реквизит, комментировать происходящее, уже старшим дошкольникам (5-6 лет) можно давать словесные инструкции. Всё это поможет расширить кругозор и словарный запас детей, кроме того будет способствовать интуитивному усвоению грамматических конструкций родного языка.

Сензитивный период сенсорного развития


В среднем этот сензитивный период длится от 0 до 5,5 лет, и задача сенсорного воспитания, как считала Мария Монтессори, является одной из основных для детей возраста до трёх лет. Развитие органов чувств начинается ещё во внутриутробной жизни (многие сенсорные системы к моменту рождения уже относительно сформированы) и в дальнейшем после рождения ребёнка подталкивается двумя основными силами – постепенным развитием мозга, созреванием определенных нервных структур (внутренний ресурс) и постоянными упражнениями, получением новых впечатлений (внешний ресурс). Стоит ли говорить, что это получение новых впечатлений на все сто процентов зависит от взрослых, именно они занимаются с малышом (или не занимаются): показывают ребёнку новые предметы, знакомят с различными звуками, запахами, вкусами и т.п.

Смысл сензитивного периода сенсорного развития заключается в том, что основная познавательная активность ребёнка направлена на чувственное познание окружающего мира, поэтому совершенно естественным было бы максимально обогатить развивающую среду, созданную для детей этого возраста, различными возможностями для интенсивной деятельности восприятия и ощущения. Не преувеличу, если скажу, что в этом возрасте по возможности всё должно пройти через руки, рот, уши, глаза, нос и кожу ребёнка. Помогайте детям знакомиться с окружающим их миром во всём его разнообразии и полноте, и их органы чувств смогут достичь по уровню развития едва ли не предела человеческих возможностей.

Понимая такую важную роль восприятия в когнитивном развитии дошкольника, педагог, независимо от направления его образовательной деятельности, должен уделять как можно больше внимания обогащению сенсорного опыта малышей. С каждым предметом, который будет необходим во время работы на занятии, особенно если он используется впервые, следует отдельно знакомиться – дать детям потрогать, подержать в руках, исследовать его свойства. Может показаться странным, но подобный ритуал позволяет детям лучше воспринимать последующую информацию, связанную с теми или иными инструментами, приспособлениями или дидактическими пособиями,
которые будут использоваться на занятии. Педагогу легче, планируя занятие, самому выделить время на ознакомление с новыми предметами, чем контролировать, чтобы дети не удовлетворяли свою естественную потребность исследователя в то время, когда по разумению педагога уже нужно непосредственно работать с новым материалом.

Для того чтобы помочь ребёнку максимально продуктивно пережить сензитивный период сенсорного развития стоит придерживаться следующих правил:
1. Правило одного признака необходимо соблюдать, если вы хотите познакомить ребёнка с каким-либо сенсорным эталоном, которыми являются цвет, форма, размер и т.п. Правило состоит в том, что в первую очередь вам нужно создать ряд одинаковых предметов, которые будут отличаться только по этому, нужному вам признаку. Только после того, как вы убедитесь, что ребёнок видит это различие, стоит называть для ребёнка сам признак. Так,
например, показывать ребёнку мячик зелёного цвета и говорить, что он зеленый, и тут же показывать красную тарелку и утверждать, что она красная (при первом знакомстве ребёнка с цветом) не верно. Поскольку нам с вами доподлинно не известно, что именно воспринимает ребёнок, глядя на мячик или тарелку, и вполне вероятно, что он выделяет для себя в качестве
главного признака совершенно не цвет. Правильнее поступить следующим образом: приготовить много одинаковых, например, шариков, отличающихся только цветом и несколько ёмкостей (очень здорово, если и они будут соответствующих цветов), и показать малышу, что в одну ёмкость вы кладёте шарики одного цвета, а в другую ёмкость другого (по парочке шариков положите в каждую). Дальше, поняв принцип, ребёнок сможет сам рассортировать оставшиеся шарики, а вы тем самым убедитесь, что он понимает и видит отличие шариков по цвету. Теперь можно и называть красное красным, а зелёное зелёным.
2. Правило максимально полного впечатления, напротив, вступает в действие тогда, когда нам нужно познакомить ребёнка с каким-то новым для него предметом. В таком случае мы заинтересованы в том, чтобы у детей формировалось разностороннее впечатление. Например, если вы показываете ребенку шар, обратите его внимание на форму, гладкость, то, что шар катается, если вы даёте ребенку фрукты или овощи, покажите ему их внешний вид, дайте потрогать кожуру, покажите, как её очищают и уже после давайте пробовать на вкус.

Сензитивный период восприятия мелких предметов

Этот период длится в среднем от 1,5 до 3,5 лет, и в это время ребёнка интересует проблема целого и части, и как правило, этот период не проходит для взрослых незамеченным, поскольку ребёнок испытывает потребность манипулировать мелкими предметами а также разбирать и ломать некоторые
вещи. Однако, вопреки распространённому мнению родителей, воспитателей и педагогов, разбирая и даже ломая различные предметы, ребёнок получает удовольствие не от акта вандализма, как кажется нам, взрослым, а от понимания, что мир делим и состоит из всё более и более мелких частей. В
результате таких манипуляций дети осваивают логические понятия часть-целое и учатся синтезировать (собирать), дифференцировать (разбирать) и анализировать (выяснять, как оно устроено).

Чаще всего взрослые просто не в силах придать позитивный оттенок этому процессу, они приходят в ужас от того, что, манипулируя мелкими предметами, малыш навредит себе или испортит те хрупкие вещи, которые исследует, однако если предоставить ребёнку соответствующие условия, то и этот этап можно прожить без проблем и с пользой. Для удовлетворения этой такой детской потребности целесообразно организовывать разнообразную конструктивную (игры с конструктором, аппликации, мозаики) деятельность для детей. Кроме этого, логично было бы научить ребёнка пользоваться хотя бы некоторыми столь привлекательными для него «мелочами» — нанизывать бусины, например. В общем, включив фантазию, можно придумать массу безобидных развлечений с «мелочёвкой», которые помимо удовлетворения
интереса детей к мелким предметам сослужат отличную службу развитию мелкой моторики и как следствие, развитию речи тоже.

Если ваша программа в своих целях предусматривает развитие мелкой моторики и зачатков логического мышления, используйте игры с «мелочёвкой» по их прямому назначению (можно использовать на занятиях мозаики, конструкторы, шнуровки, аппликации и т.п.). Если же ваши занятия
не предусматривают подобных целей, используйте мелкие предметы как средство для достижения других поставленных вами образовательных задач.

Сензитивный период развития движений и действий

Этот сензитивный период длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребёнка трудно переоценить. Для детей указанного возраста исключительно вреден малоподвижный образ жизни. Движение в прямом смысле слова жизненно необходимо ребёнку, поскольку именно благодаря ему и сопровождающей движение усиленной вентиляции лёгких происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им клеток головного мозга. Поэтому если ваши занятия не предусматривают физической активности для детей, вам стоит задуматься о том, как компенсировать детям эти ограничения. В этом вам могут помочь совместные с детьми приготовления к занятию (когда они смогут подвигаться, принося нужные им материалы и реквизит на свое рабочее место), уборка по окончании работы, физкультминутки в течение занятия и т.п.

Если говорить об обучении детей двигательным навыкам, то педагогу следует иметь в виду, что формирование любого навыка требует состояния готовности. Если начать обучение ребенка какому-либо навыку в момент наивысшей готовности, он освоит его быстро и с минимальными усилиями, поскольку в этом состоянии дети по-настоящему хотят учиться, получают удовольствие от занятий и бурно радуются своим успехам. К сожалению, диагностировать состояние готовности достаточно сложно, однако по поведению детей его можно установить в те моменты, когда они сами проявляют интерес и подражают определённым действиям.

Так же важнейшим условием моторного развития является активность и возможности для её проявления. Это означает, что если ребёнок не попробует залезть по лестнице, он и не научится по ней лазить. Казалось бы, эта мысль настолько очевидна, что и не стоило озвучивать ее отдельно, тем не менее, некоторые родители, да и педагоги, часто не отдавая себе в этом отчёта, используют в работе с детьми модель «Научишься плавать – тогда нальём в бассейн воду». Понимание принципа активности приводит нас к необходимости организовать для детей насыщенную образовательную среду, в которой они могли бы удовлетворить свои потребности в различных видах движений и поупражняться.

Дети трёх-четырёх лет успешнее овладевают физическими навыками, если активно повторяют чьи-то действия, именно таким образом лучше всего удерживается их внимание. Старшие дошкольники уже оказываются способными следовать и словесным инструкциям.

Так же для приобретения, а особенно для совершенствования детьми моторных навыков крайне важна обратная связь. Разумеется, само тело даёт ребёнку внутреннюю обратную связь о нагрузке на мышцы, напряжении и т.п., но дети не меньше нуждаются и во внешней обратной связи. Причём родители, педагоги или тренеры принесут ребёнку значительно больше пользы, если будут реагировать на их достижения конкретными одобрительными высказываниями, (например «Сегодня ты уже гораздо
крепче держишься за перекладину»), нежели если это будет общая похвала («Молодец, ты так здорово карабкаешься по лестнице!»).

Крайне важно понимать необходимость общей физической подготовки детей, а так же снятия напряжения через двигательную активность и значение спонтанных выразительных движений, свойственных детям. Если сензитивный период развития движений и действий не прошёл для вас незамеченным и его возможности были использованы в полной мере, ребёнок уже в возрасте четырёх лет по уровню координации движений и управлению собственным телом будет на уровне обычном для взрослого.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2 до 6 лет ребёнок активно интересуется различными формами социального поведения, тогда как до этого момента дети не обращают друг на друга особого внимания и воспринимают друг друга скорее как объекты. В возрасте около трёх лет дети уже начинают понимать, что и они сами личности, и окружающие их другие дети тоже отдельные личности, и тут уже появляются и настоящие конфликты, и ссоры, и договоры, и слёзы и утешения – весь спектр форм социального взаимодействия между людьми. И каким бы сложным, нудным и рутинным это не казалось воспитателям и педагогам, по возможности каждый конфликт должен быть проработан — важно научить детей договариваться, находить компромиссы, искать возможные варианты поведения. Если вы поленитесь сейчас, и не попробуете воспользоваться этим временем, то в будущем вы рискуете тратить время ваших занятий на решение различных дисциплинарных проблем, а вовсе не на работу с поставленными вами в план образовательными задачами.

Сензитивный период развития социальных навыков это уникальное время, когда ребёнка можно с лёгкостью научить культурным формам общения, чтобы он мог уверенно чувствовать себя, находясь в обществе самых различных людей. Следует обратить своё внимание лишь на одно условие —
ребёнок должен прожить (а не услышать от вас и проговорить сам) все те нормы и правила, которые вы хотите, чтобы он усвоил. А это значит, во-первых, что вы и сами должны их придерживаться (не стоит учить ребёнка здороваться, прощаться и вежливо обращаться к вам с просьбой, если вы сами так не делаете, ребёнок настроен на то, чтобы подражать и впитывать то, что он видит, то есть только то, что соответствует реальности). А во-вторых, что легче всего ввести какие-то правила поведения на реальных или игровых ситуациях. Например, попросите детей говорить всех одновременно и обратите их внимание на то, что никого конкретного в общем шуме не слышно, сделайте совершенно логичный в этой ситуации вывод, что говорить нужно по очереди, и когда кто-то один говорит, все остальные его слушают. Это будет гораздо действеннее и легче, чем сто раз повторить вашим воспитанникам «Не перебивайте меня!», «Слушайте, что я говорю!», «Не болтайте!» и т.п. Помимо того, что общие правила обоснованы и понятны детям в отличие от простых замечаний, введение подобных правил удобно еще и потому, что к порядку призываете не вы лично и не кого-то одного из детей, порядок регулируют безличные правила, распространяющиеся на всех, исчезает столь неприятный момент «публичной казни» и чувства вины у детей.

Используя возможности сензитивного периода развития социальных навыков, вы сможете без ненужной дрессуры и постоянных одёргиваний воспитать вежливого ребенка, для которого нормы поведения и общения с окружающими будут не просто словами, а естественными формами поведения.

Сензитивный период восприятия порядка

Время от полутора до трёх с половиной лет — период жизни ребёнка, во время которого он наиболее восприимчив к порядку. Поскольку до упорядоченности внутреннего мира ребёнку ещё далеко, прежде всего он обращает внимание на порядок в мире внешнем. Причем если мы с вами понимаем, что порядок это когда всё находится на своих местах, идёт своим чередом и в соответствие с положенными законами и правилами, то для ребёнка это отнюдь не очевидно. Для него порядок это то, что он воспринимает как постоянное и неизменное в своей повседневной жизни, это то, что изо дня в день стабильно, а этими незыблемыми вещами, как вы понимаете, могут стать совсем не чистота и упорядоченность.

Однако, только из восприятия упорядоченной внешней среды рождается у человека внутренний порядок – последовательность в поступках и порядок в мыслях. Именно поэтому ребенку (особенно до указанного возраста) жизненно необходим порядок в трёх сферах – во внешней среде, во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Порядок в окружающей среде означает тот факт, что все вещи занимают своё положенное место, исходя из их назначения и используются по своему прямому назначению. Упорядоченная внешняя среда вашего класса – залог того, что дети быстро освоятся в новом пространстве и период, необходимый для их адаптации, сократится.

Порядок во времени означает не столько привязку каких-то действий к конкретному времени (хотя если ваши встречи с детьми привязаны к конкретному времени, а не проходят то в первой, то во второй половине дня, это тоже сыграет вам на пользу), сколько постоянную последовательность
действий. Если дети будут знать, что на ваши занятия строятся по определенному сценарию, то им будет легче сориентироваться в том,
что сейчас им следует делать и каким будет следующий шаг. Вы будете встречать меньше сопротивления с их стороны (столь характерной реакции для детей, «сдёрнутых» с места призывами к смене деятельности), так как дети будут подготовлены к дальнейшим действиям.

Порядок в отношениях означает что требования, предъявляемые к ребёнку, постоянны и не зависят от настроения взрослых. Дети должны понимать, чего вы от них хотите и почему, кроме того, все те условия, соблюдения которых вы ожидаете от детей, должны исполняться вами самими, поскольку ребёнок, хотите вы того или нет, в любом случае научится тому, что видит.

Поскольку мы, взрослые, редко отдаём себе отчёт в том, насколько на самом деле важен для детей порядок и стабильность, мы часто пренебрегаем тем, что нам кажется несущественным, а для детей имеет решающее значение. Именно так мы сами создаём себе капризных, недовольных детей, которые протестуют против нарушения привычного им хода вещей, а мы думаем, что они просто
строптивы и требовательны. Если вы признаёте у детей эту острую потребность в порядке, то сможете обеспечить необходимые условия, и тогда внешний порядок будет гарантом внутреннего спокойствия ваших воспитанников, а вы сможете уделить время, отведённое для ваших занятий, запланированной работе, а не борьбе с детской тревожностью.

В заключение стоит отметить, что материалы этой статьи могут быть полезны не только педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Так, например, информация о сензитивном периоде сенсорного развития может помочь вам максимально продуктивно построить занятия по ознакомлению с новыми предметами и понятиями для детей любого возраста. Или если вы часто сталкиваетесь с сопротивлением при предложении перейти на следующий этап работы даже со старшеклассниками, можете представить себе, что они столь же чувствительны к порядку как двухлетние малыши, и использовать для решения этой проблемы способы, описанные в разделе про
сензитивный период восприятия порядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.