Этот цикл статей посвящен подготовке детей к посещению детского сада и рекомендован к прочтению родителям, которые планируют в скором времени начать водить ребёнка в сад.
Я иду в детский сад. Три первых шага издалека.
Шаг первый. Есть такая штука — детский сад.
В первую очередь, с ребёнком необходимо поговорить о том, что вообще существует такая часть реальности как детский сад, рассказать, как там всё устроено, что там происходит. Не лишним будет заранее вспомнить парочку позитивных, интересных или смешных историй (постарайтесь) из собственного детсадовского детства.
Покажите детский сад, расположенный ближе всего к вашему дому, во время прогулки с ребёнком.
Рассказав обо всём этом весьма абстрактно, можно будет сказать ребёнку, что и он скоро тоже начнёт ходить в детский сад.
Шаг второй. Ты пойдёшь в детский сад.
Сообщив ребёнку, что и он скоро будет ходить в детский сад, теперь вы можете более развёрнуто обсуждать эту тему. Руководствуйтесь главным правилом — почти любой вопрос подразумевает разные варианты ответов, поэтому, если вас какой-то из них заведомо не устраивает, воздержитесь от вопросов, а формулируйте утверждения. Так, например, спрашивать: «А ты пойдешь в садик?» не стоит, если вы уже настроены ребёнка туда отправить, потому что придётся что-то делать, если он вдруг сообщит: «Нет, я не пойду». Так что просто скажите: «Ты будешь ходить в детский сад». А спросить можете о чём-то другом: «Как ты думаешь, много ли там будет детей?» или «Как тебе кажется, твоя воспитательница будет с длинными или с короткими волосами?» и т.п.
Тут можете сделать мысленно или письменно такое упражнение: придумайте хотя бы 5 таких вопросов про детский сад, отвечая на которые, ребёнок не должен будет брать на себя ответственность за те решения, которые на самом деле ваши (как выше с примером про вопрос «Ты пойдешь в сад?»).
Кстати, это очень полезное правило для жизни вообще, если задуматься, то мы довольно часто задаём вопросы, предполагая только один дальнейший исход разговора. И по сути это уже не совсем вопросы, а сообщения («может уже пойдем домой?» / «мы собираемся уходить») или просьбы («можешь мне помочь?» / «помоги мне, пожалуйста»).
Обязательно расскажите ребёнку о том, почему он отправляется в сад, по возможности сведя к минимуму туманность этих причин: строго говоря, реальная причина одна — дети всегда должны находиться под присмотром взрослых. Если родители на работе, детский сад — один из вариантов такого присмотра за ребёнком. Если вы пытаетесь выдумать какие-то другие причины, подумайте, не получится ли, что ваше желание упростить понимание для ребёнка, наоборот усложнит ему и понимание, и жизнь.
Так же на этом этапе стоит рассказать ребёнку о том, что хорошего будет от этого хождения в детский сад именно ему («там много других деток, с ними может быть интереснее играть, чем дома одному», «в садике будут интересные занятия, много игрушек» и т.п.). Постарайтесь учесть индивидуальные особенности вашего ребёнка и его реальные интересы, так если он не фанат совместных игр, не стоит расхваливать количество детей в группе, лучше упирать на игрушки и другие занятия.
Шаг третий. Поиграем в детский сад.
Поиграйте с ребёнком в детский сад. И кстати, старайтесь играть периодически и тогда, когда он уже будет его посещать, так вы сможете больше узнать о том, что там происходит, как он относится к воспитателям и другим детям, что ему нравится, а что вызывает вопросы или сложности. Дети частенько забывают какие-то случившиеся за день вещи и могут не рассказать этого в ответ на ваш вопрос о том как дела. Но в игре все наиболее эмоционально задевшие ребёнка вещи будут видны как на ладони.
Кратко повторим задачи наших первых трёх шагов на пути к детскому саду:
✓ Показать ребёнку, что детский сад вообще существует как часть реальности.
✓ Сообщить ребёнку, что он тоже будет ходить в детский сад.
✓ Поиграть вместе в детский сад, постепенно осваивая (делая для ребёнка своей, знакомой) эту часть реальности.