Вслед за своим постом о том, как мы с Тамарой ходили на занятия в группу по методике Монтессори «Вместе с мамой», я хочу поделиться своими мыслями и о том, о чём хорошо бы подумать, если вы собираетесь с ребёнком в такую же группу для малышей и на что обратить внимание, когда вы уже пришли и стали заниматься. Эта статья может быть полезна тем, кто на этапе раздумий и выбора занятий и тем, кто начинает их посещать.
Если вы хотите посещать с малышом в возрасте до трёх лет группу с использованием методики Монтессори, обратите внимание на следующие вещи:
- Зачем вам это нужно?
- Зачем ребёнку это нужно?
- Выберите хорошую группу — как минимум, оборудованная среда (выделенные зоны для работы с разными материалами: крупная моторика, сенсорика, практическая жизнь, книжки и пр.), доброжелательная к детям (мебель, удобные для детей раковины, полотенца, висящие на уровне детей, ящички и прочее — всё удобное для использования детьми) и квалифицированный (не стесняйтесь спросить диплом или сертификат об обучении или повышении квалификации) педагог, которому вы будете доверять и которого (да, да, в группе он хозяин) вы будете слушать.
- Соотносятся ли ваши представления и ожидания (ваши ответы на первый и второй вопросы «зачем?») с тем, что заявлено в целях конкретной группы и тех занятий, куда вы пришли.
- Посещайте занятия регулярно и приходите вовремя.
- Соблюдайте правила группы.
- На занятиях уделяйте время только ребенку, даже если вы просто рядом, будьте рядом включённо, отложите на время телефон и общение с другими мамами. Если вы думаете, что быть что называется «здесь-и-сейчас» с собственным чадом просто, вы очень удивитесь, а если вы не видите в этом ничего сложного, вы тоже удивитесь 🙂 Попробуйте! Вас точно ждут большие открытия. Особенно если вспомнить принцип «Помоги мне сделать это самому», и окажется, что на пути поощрения самостоятельности ребенка роль родителя всё уменьшается и уменьшается, не знаю, как вам, мне включенное наблюдение в купе с ничегонеделанием давалось титаническим трудом 🙂
- Задавайте вопросы и о методике, и конкретно о том, что сейчас происходит и почему. Если что-то не понятно, уточняйте, зачем делать или говорить именно так. Хорошие организации проводят вводные лекции для родителей, текущие лекции и семинары по вопросам развития детей и их обучения и воспитания, предлагают родителям книги, статьи, материалы и пр., хорошие педагоги понимают, что и почему они делают, могут внятно это объяснить, с удовольствием делятся опытом и знаниями.
- Ознакомьтесь с методикой, почитайте о теоретических выкладках Марии Монтессори, её опыте работы с детьми. Понимание автором особенностей детства и детей, её принципы и идеи должны быть вам близки и понятны.
- Оценивайте пользу от тех занятий, которые вы посещаете, наблюдайте за ребенком, фиксируйте результаты наблюдений: отмечайте, как и чем ребёнок занимается, становится ли сосредоточен на работе, учится ли выбирать материалы, повторяет ли упражнения с материалами, доводит ли работу до конца, убирает ли за собой, чему учится, что освоил за время посещения занятий и пр.