Хочу поделиться своим опытом посещения Монтессори-группы «Вместе с мамой» с точки зрения мамы и профессионала (Монтессори-педагога). Думаю, желающим заниматься на этапе раздумий и принятия решения этот текст может быть интересным.
Мы ходили в группу кратковременного пребывания в детский сад, работающий по методике Монтессори. Стоит сказать, что и сад наш делает довольно большой реверанс в ещё советские стандарты устройства, и группы Монтессори для малышей до трёх лет с точки зрения педагогики Монтессори явление подозрительное. А уж группы повсеместно называемые «вместе с мамой» — это вообще только отечественная придумка, в мире распространены только тоддлер-группы, где занимаются дети с полуторалетнего возраста без мам, и потом обычно уходят в Монтессори-группу аналогичную детскому саду.
Несмотря на имеющие место в профессиональной среде категорически негативные отзывы даже о самом существовании подобных групп (например, Константин Сумнительный — директор Московского Монтессори Центра считает «группы вместе с мамой тонким шулерским трюком»), по своему личному опыту я вижу, что эти занятия могут быть полезными, и Тамаре (как до этого и её братьям) посещение группы однозначно пошло на пользу. Во-первых, она реально многому научилась, и сделала это в специально организованном пространстве, а не под моим руководством дома. Во-вторых, ей легче будет перейти в садовскую группу (Тамара идёт в Монтессори-сад), где есть похожие материалы, и те же правила и принципы, всё, чем она уже занималась и с чем имела дело. В-третьих, любые регулярные занятия помогают следовать режиму, приучают ребёнка к некоторому порядку и определённым правилам.
Большую часть занятия ребёнок выбирает тот или иной материал из стоящих на полке, приносит его за столик или на коврик на полу (есть ещё вариант работы прямо на месте, если материал уже стоит на отдельном столе или это настенный модуль, например), смотрит презентацию (пошаговый алгоритм действий с этим материалом) педагога, затем работает самостоятельно, и после работы приводит материал в первоначальный вид и относит на его место.
Свободная работа учит малыша выбирать, сосредоточенно работать, поддерживать порядок в классе.
Когда звенит звонок, малышня собирается в круг около педагога, который проводит коллективное занятие, во время которого дети показывают пальчиковые игры, танцуют, слушают сказки или делают поделки. Вот эта «творческая» составляющая занятий — самая сомнительная для меня, потому что творчества как такового обычно минимум, а технически отработать резание, использование карандаша или клея можно и по-другому, но дочери эти нехитрые бумажные солнышки, цветочки и бабочки, ватные снеговики, пластилиновые яйца, аппликации и наклейки нравились очень.
Мы занимались в группе полгода, пришли 1 декабря, выпустились 25 мая. Когда мамы других детей из нашей группы спрашивали меня, почему Тотос так хорошо занимается (за полгода она дважды на какую-то тему попридуривалась, и мы с ней выходили поговорить и успокоиться в коридоре), я неизменно отвечала: «Мы просто приходим всегда к 9 утра и ходим каждый день». И это правда. Чтобы ребенок привык к среде, занятиям, ритму работы, был в группе спокоен и уверен в себе, понимал и принимал правила и свои возможности для работы, нужно соблюдать режим занятий(наши начинались в 9 и заканчивались в 12) и ходить постоянно (тогда после пары недель ребенок заметно привыкает, а уж после 2 месяцев походов, как и написано в работах Монтессори, «нормализуется»).
Тамара сначала вела себя весьма осторожно, брала только то, что похоже на домашние игрушки и с удовольствием возилась только в воде. Потом привыкла, стала брать то, чего дома нет, и то, что как раз-таки и стоило делать в группе (пользоваться возможностью) — пересыпать, например.
Спустя некоторое время у дочери появились материалы-фавориты, те, на которых она прямо залипала. Как говорила Монтессори, после того как один какой-то материал захватит ребёнка полностью, и он именно на нём поупражняется столько, сколько ему самому нужно (и именно тут принципиально важно не прерывать, не переключать «сколько можно это постоянно брать, одно и то же, давай уже поделаем что-то другое»), ребёнок через этот материал впоследствии придёт и ко всем остальным. Именно на нём он научится концентрироваться и работать. Для Тамары этими «любимчиками» стали матрёшка (из кучи частей) и курица как у нас с яйцами внутри, а те, в свою очередь, с цыплятами внутри, собственно, мы её в группу и принесли 🙂 Несколько недель утро в группе начиналось с работы с матрёшкой и курицей. Малышам, для которых в возрасте до трёх лет вообще очень важен порядок, такое однообразие — гарант спокойствия и уверенности (я снова беру эту матрёшку, значит всё в порядке. Порядок в группе: игрушка на месте, порядок в моей работе: я знаю, как заниматься с ней, мне спокойно: я могу делать то, что уже делала много раз.
К коллективным занятиям дочь относилась настороженно, сначала просто стояла в стороне, потом стала петь песенки дома, потом танцевала (петь в группе она так и начала) со всеми движениями, но всегда контролировала, чтобы я стояла рядом с ней. Я итак, собственно, постоянно стояла с ней в хороводе и все движения повторяла — не устаю говорить, именно это является залогом успеха, если успехом вообще можно назвать повторение ребенком движений за педагогом. Но если мама сидит или стоит где-то сбоку, не участвуя в коллективном маразме танце, сложно ожидать, что ребенок двухлетнего возраста радостно бросится на этот танцпол один. Толкать ребёнка в круг не стоит, нужно как в мультфильме про грифа, который учил летать страуса «день потерять, потом за пять минут долететь», но не многие мамы готовы отойти от позиции «я его привела, и пусть он тут себе развивается, а я всякой ерундой страдать не буду».
Спустя два месяца от начала занятий Тамара стала танцевать одна, ну то есть наоборот со всеми и без меня.
Что Тамаре нравилось безоговорочно (хотя один из двух скандалов у нас с ней произошел именно в спортзале), так это «физкультура». Мой внутренний Монтессори-педагог, конечно, предпочёл бы отдельную зону со снарядами для развития крупной моторики прямо в помещении группы, но наши занятия были в спортзале. И дочь принимала условия полностью — сначала бегаем по дорожке по периметру зала, повторяем движения за воспитателем, потом проходим полосу препятствий, а уж потом все снаряды и инвентарь в нашем распоряжении. Ребёнку одинаково важны и выбор, и ограничения, и свобода, и границы.
Группа сверстников тоже полезна детям, даже столь юного возраста, хотя социализацию ребёнка как мотив для посещения таких занятий я считаю очень спорной. Дети ещё не интересны друг другу в полной мере, но в группе они смотрят на других, договариваются, взаимодействуют, разрешают различные ситуации.
То же самое касается и праздников в группе, конечно потребности в том, чтобы поводить хоровод под ёлочкой или чинно посидеть вместе за столом у детей нет, но они привыкают к определенным традициям и ритуалам, а уж с каким деловым видом, вызывая запредельное родительское умиление, они угощают друг друга за праздничным столом!